Наш новый взгляд на интернет-магазин.

+7 (800) 505-40-38 +7 (925) 003-33-47 Заказать звонок
Заказать звонок

Ваше сообщение

Ваш телефон
Ваш телефон*
Ваше имя
Ваше имя

* - обязательные поля

Сообщение отправлено
Ваше сообщение успешно отправлено. В ближайшее время с Вами свяжется наш специалист
Закрыть окно

Т-72 — история разработки и Ближний Восток

ХХ век был насыщен множеством военных событий. ПМВ, ВМВ, войны в Африке, Индокитае, Ближнем Востоке. На момент 60-х годов в мире осталось только две сверхдержавы США и СССР. После развала колониальной системы в новых государствах активно утверждалась коммунистическая система. Чтобы эти «страны» выжили, СССР активно им помогал, особенно оружием.

История разработки Т-72

В Союзе в то время с оружием, в частности с танками возникла дилемма. «Старые» Т 54/55 уже не отвечали запросам времени, а новая 64-ка, имела ряд больших недостатков. В частности, это низкая стойкость в условиях экстремальных температур (как жары, так и холода), проблемная ходовая, и главное – движок, выпуск которого удалось наладить только в Харькове. В случае войны, это огромная проблема. Потому параллельно с испытанием Т-64А, основываясь на постановлении Совмина СССР от 15 августа 1967 года, велась разработка «запасного» варианта.

Ночинка Т-72 Разработку вело КБ в Нижнем Тагиле. Руководитель КБ Леонид Карцев представил свой проект, кардинально отличавшимся от проекта харьковских коллег. Во-первых танк должен был иметь большой мобилизационный запас, во-вторых конструкторы КБ заменили движок 64-ки 5ТДФ на более мощный и надежный В45-К с вентиляторной системой охлаждения, а так же измененная система заряжания на основе – 62.

К 1968 завод сделал два образца, которых проверили в Туркестане. Испытание прошло не очень удачно, в частности были обнаружены дефекты ходовой. Конструкторы посмотрели, «расстроились», но учли недостатки. К 1970 был разработан «Объект 172».

Несмотря в целом на одинаковые ТТХ, у новой машины была более удобная конструкция заряжания, на обслуживания которой уходило около 45 минут, в тоже время на его конкуренте «объект 434» обслуживание длилось 5-7 часов. 172 имел на 2 градуса выше угол ВН и возможность работы на разных сортах топлива. Притом на 172 стоял ряд узлов и агрегатов из 434 (прицел-дальномер, стабилизатор, гидроподъемный механизм пушки, элементы ходовой) что снизило его надежность. 172 опять подвела ходовая. Но достоинства были оценены и 12 мая 1970 года вышло: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №326 – 113 «О проведении работ по дальнейшему совершенствованию танка «Объект 172» Это в свою очередь дало зеленый свет конструкторам использовать наработки других «объектов».

Валерий Венедиктов который возглавил КБ в 1970, решил использовать на «Объекте 172» ходовую часть от «объекта 167» с обрезиненными опорными катками увеличенного диаметра и более мощными траками с открытым металлическим шарниром, аналогичными тракам танка Т-62. Ходовая 167 уже успешно прошла испытания, показав высокую живучесть. 172-му дали приставку М и к концу года 1970 было построено три танка «Объект 172м».

Движок В-46, разогнали до 780 л.с. Была также введена двухступенчатая кассетная система воздухоочистки, аналогичная применявшейся на танке Т-62, имевшая намного большею практичность перед системой 64-ки. Но у машины значительно возросла масса, до 41 т, что не сказалось на динамических характеристиках (подарок от более мощного двигателя, увеличения емкости топливных баков на 100 л, и ширины гусеницы на 40 мм). От танка Т-64А оставили только конструктивные элементы бронекорпуса с комбинированной и дифференцированной броней, а также трансмиссию. 6 мая 1971 танк был продемонстрирован министру обороны А. Гречко.

К 1972 танк прошел государственные испытания, за которых танк прошел больше 10000 км, двигатель отработал 685,7 часа, а пушка произвела больше 170 выстрелов. Более 1000 раз было произведено заряжание пушки автоматикою.

Черно-белая фотография Т-72 После окончания испытаний комиссия предоставила «Отчет по результатам войсковых испытаний 15-ти танков 172М, изготовленных Уралвагонзаводом в 1972 г. В отчете указывалось на мелкие недостатки, но главное то, что «Объект 172М» рекомендуется для принятия на вооружение и серийное производство, но при условии исправление недостатков. Конструкторы быстро и успешно устранили недостатки и уже в 1973 Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР №554 – 172 от 7 августа 1973 года «Объект 172М» был принят на вооружение Советской Армии, получив наименование Т-72 «Урал». Танк стал легендой советского машиностроения, всего было выпущено около 30 тыс., а сама машина продолжает служить верой и правдой стране до сих пор. Танк стал грозный оружием, но «на деле» он показал себя лишь через 9 лет после принятия на вооружение.

Боевая слава Т-72 и Ближний Восток

В то время СССР активно помогал всяким новым странам «строить коммунизм». Не исключением стал наиболее «горячий» регион мира. Издревле здесь велись войны на уничтожение, и в ХХ веке там схлестнулись два грозных противника – евреи и арабы, первых активно поддерживало США, вторых СССР. С 1948 по 1973 шли активные войны, и ни Израиль, ни Арабская Лига не хотели уступать. После войны Судного дня ситуация немного изменилась, но Сирия, которая мечтает вернуть Голанские высоты не намеревалась сдаваться.

Связанные товары

На смену арабским войнам пришел исламский терроризм, террорист стоял дешевле, чем танки и главное их было много. У террористов была идея (уничтожить Израиль) и территория – Палестина. Здесь заправляла балом Организация Освобождения Палестины (ООП) и ее лидер Ясир Арафат. ООП активно действовала в Ливане, воспользовавшись гражданской войной, и регулярно обстреливала израильские города. В конец такой расклад окончательно «достал» Израиль и в 1982 он начал операцию «Мир Галилее».

В то время в Ливане находились сирийские войска и с вторжением они оказались в критическом положении. Для спасения окруженных войск 1 дивизии из Дамаска направили элитные части, на вооружение которых стояли новенькие 72-ки. К северу от города Решая они разгромили несколько рот с М60 и прорвали кольцо окружения без потерь, но все же война в Ливане стояла по оценкам экспертов Сирии 11-12 Т-72. Тем не менее, танк получил высокое одобрение сирийских танкистов, особенно хваливших его за стойкость брони, а по данным ЦРУ не было ни единого случая пробития лобовой брони 72-ки. Эта операция вопреки всему стала отличной пиар-кампанией для Т-72, и вскоре ему снова придется вступить в бой.

Колона Т-72 В 1979 году Иракский лидер Саддам Хусейн осуществил нападение на Иран. Выбор был не случайный, ослабленный революцией Иран казалось, не представлял угрозы, война должна бы легкой и победоносной. Но не тут-то было, к 1982 году Иран перешел в решительное наступление, и намеревался отрезать Ирак от моря (а значит и от военных поставок). Стремясь во что бы то не стало не допустить краха Саддам решил ввести в бой свою 10-ю президентскую бригаду, которую еще до войны укомплектовали только что поставленными Т-72. Бригада ударила в фланг иранцам и просто смела их. В результате боев в Басре Ирак потерял около 100 танком из них лишь 12 Т-72, Иран – 400 единиц. Кроме того, обнаружился неприятный для иранцев сюрприз ракеты TOW на иранских вертолетах не пробивают лобовою броню 72-ки, а 105 мм пушка против него – бесполезна. Всего в Ирак было поставлено около 1000 штук Т-72, а за всю войну потеряно было лишь 60. Именно благодаря этому танку в 1987 Ирак переломил ход войны и смог выбыть Иранцев из страны. И это Т-72А который не имел доп. бронирования башни.

В заключение

Эта война стала последним местом славы для 72-ки. К моменту 1991 танк устарел, а сразится ему, предстояло с новенькими М1А1 Абрамс с их 120 мм пушкой и более мощной броней. Кроме того, новые ракеты TOW-2 представляли опасность для Т-72А. В ходе Буре в Пустыне и войны 2003 года танковый парк Т-72 Ирака был практически уничтожен. Также мрачна его слава и во время конфликтов на Кавказе.

Тем не менее Т-72 не ушел в отставку. Танк оказался настолько хорош (особенно вызывала восхищение его не убиваемая ходовая и мощная лобовая броня) что на его основе началась модернизация. В частности, можно отметить Т-72Б обр. 1989 года и Т-72Б3.

На современном этапе Т-72Б активно принимает участие в Гражданской войне в Сирии. Танк по-прежнему пользуется популярностью в сирийских танкистов, и при умелом экипаже, отличных ремонтниках и механиках, своевременной модернизации будет еще долго жить.

Добавить комментарий
Ваша оценка:
Отправить отзыв
Товар добавлен в корзину
Итого:
Купить в один клик
Заполните данные для заказа
Запросить стоимость товара
Заполните данные для запроса цены
Запросить цену Запросить цену