Наш новый взгляд на интернет-магазин.

+7 (800) 505-40-38 +7 (925) 003-33-47 Заказать звонок
Заказать звонок

Ваше сообщение

Ваш телефон
Ваш телефон*
Ваше имя
Ваше имя

* - обязательные поля

Сообщение отправлено
Ваше сообщение успешно отправлено. В ближайшее время с Вами свяжется наш специалист
Закрыть окно

МиГ-29 — советский многоцелевой истребитель четвёртого поколения

Несмотря на то, что свой первый полет легендарная машина провела в далеком 1977 году, МиГ-29 все еще несет свою службу во многих частях света, находится на вооружении более чем десятка стран-эксплуататоров и успешно применяется в подавляющем большинстве вооруженных конфликтов по всему земному шару. Этот боевой самолет раз за разом доказывает свою эффективность в ведении боевых действий и является одним из символов качества советской инженерии, наряду с такими символами военной машины СССР, как Автомат Калашникова, танк Т-72, реактивной артиллерийской установки БМ-21 «Град» и так далее.

История создания

МиГ 29 в сером Решение о начале разработки нового фронтового истребителя было принято в конце шестидесятых годов двадцатого столетия, в самый разгар холодной войны и усиленной гонки вооружений между сверхдержавами того времени. Новый самолет понадобился Советскому Союзу, как ответ на создании в США проекта истребителя нового поколения. Американская программа получила название «F-X», результатом которой стало создание более чем успешного истребителя четвертого поколения McDonnell Douglas F-15 Eagle (который так же состоит на вооружении, как армии США, так и ее союзников по сей день).

На тот момент было понятно, что новый истребитель будет серьезно превосходить любую машину, находящуюся на вооружении ВВС СССР. На фоне перспективы перехода континентального конфликта из «холодного» в «горячий», допустить такого серьезного упущения было никак нельзя, поэтому разработка нового фронтового истребителя стала приоритетной задачей для военных конструкторов.

Как и во время любой серьезной государственной разработки, был объявлен конкурс (получивший лаконичное название «перспективный фронтовой истребитель» или просто ПФИ), в котором участвовали все ведущие авиационные конструкторские бюро – Сухого (самолеты марки Су-), Яковлева (самолеты марки Як-), а так же Микояна и Гуревича (самолеты марки МиГ-).

Требования к самолету нового 4-го поколения были более чем высоки, ведь машина должна была превосходить все новейшие разработки потенциального противника. Так представитель нового поколения фронтовых истребителей должен был обладать большим радиусом действий и маневренностью, чем его предшественники (МиГ-23), нести на себе тяжелое вооружение и самое главное – возможность взлететь и поднять и посадить самолет на короткие взлетно-посадочные полосы (включая палубы авианесущего крейсера и полосы, малоподготовленные для стандартной посадки).

Изначально конкурс был выигран конструкторским бюро Микояна и Гуревича, однако ввиду чрезмерных финансовых затрат, проект был разделен на две части. КБ МиГ занялись разработкой в рамках уже новой программы «ЛПФИ» (легкий перспективный фронтовой истребитель). В то же время КБ Як разрабатывало новую машину в рамках второй части программы – «ТПФИ» (тяжелый перспективный фронтовой истребитель, которым впоследствии стал Су-27).

Связанные товары

Непосредственно создание новой крылатой машины началось только в 1974 году, а в 1977 свет увидел «Продукт 9», который и получил обозначение МиГ-29 (с припиской «А», как первый образец). Первый испытательный вылет МиГ-29А состоялся в начале октября 1977 года, а уже в ноябре того же года еще не допущенная к серийному выпуску машина была замечена спутниками разведки Соединенных Штатов (тогда еще неизвестный самолет был назван американцами Ram-L, в честь города Раменское, над которым он и был замечен).

Разработка и серийный выпуск омрачались рядом неудач, среди которых были потери двух незаконченных прототипов и аварий на производстве и во время испытаний, поэтому массовое производство началось лишь в 1982 году (проходившее на московском заводе «Знамя труда»). В 1984 году МиГ-29 начал массово поступать на службу советских ВС.

Специфика предназначения

МиГ 29 в красном Первыми, кто опробовал новую боевую машину, стали 234 и 145 истребительные авиационные полки, которые были полностью укомплектованы МиГ-29 к лету 1985 года. К этому моменту были окончательно определены цели и задачи, как легкого, так и тяжелого истребителя нового поколения. Так, тяжелый истребитель Су-27, который являлся ответвлением от основной программы разработки, был рассчитан на дальние боевые вылеты для глубокого поиска противника и ликвидации передовых авиачастей противника. Облегченный МиГ-29 фокусировался на обеспечении воздушного преимущества в прифронтовой зоне (заменяя тем самым морально устаревший МиГ-23).

По задумке, легкий истребитель должен постоянно базироваться непосредственно возле линии фронта, где обеспечивал бы воздушное превосходство для продвижения механизированных и моторизированных частей. Это обуславливалось работающей на тот момент военной доктриной, которая предусматривала быстрое передвижение войск по вражеской территории, которое было бы невозможно без воздушной поддержки такого рода. Близкое размещение к театру непосредственных военных действий было чревато различными специфическими условиями эксплуатации боевой машины, одной из которых было использование разрушенных или импровизированных взлетно-посадочных полос. Для этого МиГ-29 был оснащен прочными шасси и специально разработанными для данной машины нижними воздухозаборниками.

Участие в боевых действиях

Послужной список военных конфликтов у МиГ-29 достаточно объемный. Боевое крещение самолет прошел во время войны в Афганистане (1979-1989), однако массово данный истребитель в этом конфликте не использовался. Причиной тому было отсутствие у противника какой либо авиации (по этой же причине самолет не принимал участие в чеченских кампаниях), из-за чего истребители СССР осуществляли прикрытие наземных войск и штурмовой авиации в близи границы с Пакистаном. К тому же, в Афганистан не спешили отправлять новые прототипы техники и основную массу «афганских» истребителей составляли МиГ-23. Данная тенденция распространялась, в том числе и на бронетехнику, когда массово использовались БМП-1, БТР-60 и Т-62.

Куда более значительную роль МиГ-29 сыграл во время войны в Персидском заливе. К моменту начала войны, Ирак располагал 33 исправными самолетами и именно они стали серьезным препятствием для сил анти-иракской коалиции в борьбе за господство в небе. Однако и в этом конфликте истребитель не смог проявить весь свой потенциал из-за полного подавления радиолокационной связи ВС Ирака, численного преимущества противника и слабой подготовкой личного состава иракских ВВС.

Похожий сценарий имел место быть и во время военного вмешательства НАТО во время вооруженного конфликта в Югославии. Несмотря на небольшое количество самолетов (всего 16 штук), они активно применялись для атак по наземным целям и 11 раз вступали в воздушный бой с вражеской авиацией. Однако. Практически все истребители были уничтожены в ходе боевых действий (частично это было связанно с проблемами навигации и отказом электрооборудования из-за того, что на вооружении Югославии находились одни из первых модификаций МиГа, которые попросту устарели).

По своему прямому назначению МиГ-29 применялся во время Пятидневной войны в Южной Осетии, где прикрывал штурмовики Су-25 и обеспечивал воздушное превосходство. Данные о прямых столкновениях истребителя с противником противоречивы.

Так же МиГ-29 периодически применялся во время эфиопо-эритрейской войне (где ему пришлось столкнуться со своим «тяжелым братом» Су-27), Каргильской операции на стороне индийских ВС и многих военных действиях на Ближнем востоке (в том числе, применяется в Сирии для удара по наземным целям).

Добавить комментарий
Ваша оценка:
Отправить отзыв
Товар добавлен в корзину
Итого:
Купить в один клик
Заполните данные для заказа
Запросить стоимость товара
Заполните данные для запроса цены
Запросить цену Запросить цену