Наш новый взгляд на интернет-магазин.

+7 (800) 505-40-38 +7 (925) 003-33-47 Заказать звонок
Заказать звонок

Ваше сообщение

Ваш телефон
Ваш телефон*
Ваше имя
Ваше имя

* - обязательные поля

Сообщение отправлено
Ваше сообщение успешно отправлено. В ближайшее время с Вами свяжется наш специалист
Закрыть окно

Messerschmitt Bf-109 — один из лучших истребителей

В сумасшедшем месиве на фронтах второй мировой название Messerschmitt Bf-109 (особенно в первые годы), звучало как синоним чего-то фатального. Вооруженные силы только поднимавшей голову страны «Советов» (как в прочем и большинства противников нацистского рейха) вступили в нее, не обладая достаточными техническими ресурсами. А тучи этих крылатых монстров, используемых люфтваффе и в качестве штурмовой авиации, и в истребительных частях длительное время натягивали «нерв» боевых действий.

Оценив универсальные достоинства машины, гитлеровцы направили огромные ресурсы на ее производство, в результате чего, к завершению этого ужасного конфликта, было выпущено уже более 30 тысяч единиц Bf-109 в различных модификациях.

История пути Bf-109 к триумфу

Bf-109 после реставрации На самом деле история принятия данного самолета как основного истребителя вооруженных сил Германии, рождалась в нешуточной борьбе. Вилли Мессершмитту постоянно отказывали из-за отсутствия подтвержденного опыта в создании скоростных самолётов и большинство представителей ведомства Геринга (занимавшегося тогда этим вопросом) склонялись к моделям, представленным известными уже конструкторами Вальтером Ретелем и Эрнстом Хейнкелем.

Потерявший надежду Мессершмитт вынужден был искать поддержки у иностранцев и в конце концов согласился на контракт, предложенный фирмой «ИКАР» из Будапешта. В результате его деятельность была жёстко скорректирована решением Гестапо, увидевшем в таком поведении посягательство на национальные интересы. Так конструктор попал под тотальный контроль государственной машины, но получил карт-бланш, в виде баварской авиастроительной компании (к.б. которой он когда-то возглавлял). Руководство фирмы обязали взять на себя хлопоты по доработке его детища.

Теперь работы велись группой специалистов и, хотя сам Мессершмитт уже не питал надежд на успех этого проекта, продвигались ударными темпами. Получившийся прототип назвали Bayerische Flugzeugwerke (в честь компании, предоставившей производственные мощности для его создания), он был прорывом в авиастроении и включал все последние наработки этой отросли. В первых концептах использовался двигатель Rolls-Royce мощностью в 635 лошадиных сил.

Как это не странно звучит теперь, но самолет не был оценен по достоинству. Может это связано с недостаточной мощностью двигателя, а может с личными притязаниями участников комиссии, но он рассматривался всего лишь третьим, хотя работы над усовершенствованием конструкции остановлены не были.

Оснащенный новым силовым агрегатом Jumo 210A, Bf-109 все-таки занял свое место в немецкой авиационной иерархии, после показа во время летней олимпиады 1936 года и последовавших боевых испытаний. Начало следующего же года ознаменовалось утверждением его как основного самолета истребительных частей люфтваффе.

В общем-то пессимистические настроения конструктора и стали основной причиной успеха Bf-109. Не считая необходимым точно выполнять поставленные сверху задачи и оценивая проект как бесперспективный Вилли Мессершмитт работал так, как «советовала» ему творческая натура. Результат превзошел все ожидания. Безусловно, его детище несло ужас и смерть. Но это была еще и революция в авиастроении, плоды которой мы пожинаем до сих пор.

Цепь ошибок

Мессершмитта Bf-109 в небе над полями Однако, еще во время стычек в небе Испании, немецкие ассы начали обнаруживать недоработки, которые заставляли их покрываться холодным потом при мыслях о полете. Из-за узкоколейного шасси самолет зачастую клевал носом во время взлета или посадки, а набирая высоту он нередко уходил в лево, что могло привести к тяжелым последствиям в боевых условиях.

Не отличалась комфортом и кабина. Даже не крупный пилот чувствовал в ней себя скованно. И потом — немало проблем создавала ограниченная видимость, вызванная частым расположением ребер «фонаря». Так же лупили (особенно по новичкам) недостатки системы управления. Самолет становился неповоротливым на больших скоростях.

Большая часть недостатков ставилась на учет и постоянно дорабатывалась. Например, установка так называемого «галландовского» фонаря существенно увеличила обзор, а проблему с креном решили дополнительной подготовкой новичков к вылету. Что касается управления, то отработанные тактические манёвры превратили высокую скорость в безусловное преимущество машины и свели уровень проблемы практически на нет.

В дальнейшем, начиная боевые действия в небе над Британией, гитлеровцы пытались использовать Bf-109 как истребитель сопровождения. Но он терял свои преимущества, будучи привязанным к небольшой высоте и лишаясь возможности набрать скорость. Это привело к серьезным потерям и вынудило вермахт отказаться от подобной тактики. Отрицательно влияло на затеянную компанию и ограниченное расстояние, которое мог пролететь истребитель без дозаправки.

Связанные товары

Немного о сердце Мессершмитта Bf-109 — двигателях

Но даже несмотря на это Bf-109 долго удерживал лидерство среди аналогичных конструкций и оставался на вооружении многих стран около тридцати лет. Боевые характеристики «мессера» максимально проявились после установки новых двигателей, использующих систему форсирования, позволяющую достигать мощности в 1800-2000 л. с. На протяжение же всего времени в серийных сто девятых использовались следующие двигатели:

  • Jumo 210 и Jumo 210A; Последний был оборудован системой прямого впрыска топлива.
  • Daimler Benz 600; Его отличала повышенная (в сравнении с предыдущим) мощность 960 л. с. Хотя из-за недостаточно налаженного производства большинство самолетов комплектовались Jumo 210D.
  • Daimler-Benz DB 601; Эта модификация использовала прямой впрыск топлива и показала большую надежность, в сравнении со своим предшественником.
  • Daimler-Benz DB 605; Он отличался от 601 увеличенным объемом цилиндров и соответственно мощностью.
  • DB 605AS; Этот двигатель обладал мощностью в 2000 единиц благодаря тому, что использовал не 87, а 96 бензин.

Унификация устройства Bf 109G-6

Bf 109 в ряду перед вылетом Начиная с 1943 в серию был запущен Bf 109G-6. Эта модель выпускалась около года и представляла из себя универсальный самолет, который можно было оснащать в зависимости от поставленных задач. Для этого предусматривалось несколько комплектаций:

  • Замена стандартного винта VDM на МеР 6 (Комплектация U1);
  • Установка узла GM-1 (комплектация U2);
  • Дополнительная часть конструкции системы внутреннего сгорания MW-50, позволяющая форсировать ее работу (Комплектация U3);
  • Производящая стрельбу через полость в вале редуктора 30-мм пушка МК 108, вмонтированная в развал блока двигателя (комплектация U4);
  • Дополнительное монтирование в консоль крыла пушки МК 108 (комплектация U5);
  • В некоторых моделях, в развал блока мотора, устанавливалась пушка МК 103 (комплектация U6).

Пусть никого не смущает такое количество модификаций, связанных с вооружением. Во-первых, пушки постоянно дорабатывались, поэтому самолет мог оснащаться новым оружием. Во-вторых, война и противник не дает расслабиться.

«Лебединая песня» фаворита

Усовершенствуясь и перевооружаясь, самолету Messerschmitt Bf-109 суждено было еще долго оставаться фаворитом в небесных боях, уступая в некоторых аспектах только английскому Спитфайру. Но с окончанием войны (несмотря на то, что он еще долго охранял границы некоторых государств) его слава начала уходить в прошлое, оставляя только след из разного рода воспоминаний.

Конец войны принес немало неприятных сюрпризов ассам люфтваффе. Отработанная техника атаки стала малоэффективной из-за усовершенствования летательных аппаратов и боевых навыков союзников. Высокоскоростной «мессер» прекрасно справлялся с полетами на небольшой высоте и пикированием, но был чрезвычайно уязвим, начиная подниматься, хотя его боевые качества и заставляли пилотов уходить как можно выше. Этим все чаще пользовались истребители союзной авиации.

Мнение противника

Советские, американские и английские пилоты, получившие возможность полетать на Мессершмитте высказывались о нем не однозначно. Многие восхищались, но чаще жаловались, упоминая несогласованность органов управления, плохую устойчивость на вертикальной оси и тяжелый руль высоты. Тем не менее, в записях немецких асов практически нет отрицательных впечатлений от использования самолета. Может это связано с привычками летчиков, а может со свойственным военному времени отношением к технике противника?

Но в целом модель не нуждается в поддержке и заслужила право занять достойное место среди технических достижений человечества. Единственное, что омрачает впечатление, от такого взлета инженерной мысли — это то, что Messerschmitt родила война, а не простое стремление сделать этот мир лучше.

Добавить комментарий
Ваша оценка:
Отправить отзыв
Товар добавлен в корзину
Итого:
Купить в один клик
Заполните данные для заказа
Запросить стоимость товара
Заполните данные для запроса цены
Запросить цену Запросить цену