Наш новый взгляд на интернет-магазин.

+7 (800) 505-40-38 +7 (925) 003-33-47 Заказать звонок
Заказать звонок

Ваше сообщение

Ваш телефон
Ваш телефон*
Ваше имя
Ваше имя

* - обязательные поля

Сообщение отправлено
Ваше сообщение успешно отправлено. В ближайшее время с Вами свяжется наш специалист
Закрыть окно

АПЛ «Курск» — короткая история жизни

Проект «Антей» представляет собой дальнейшее развитие проекта 949 «Гранит». На данный момент это наиболее массовые корабли-носители противоавианосных ракет П-700.

Ассиметричный ответ на авианосную угрозу

«Курск» в открытом море Подлодки этого класса были спроектированы, как противовес основной ударной силе США на море – авианосным соединениям. Военная доктрина США предусматривала и предусматривает широкое использование авиации морского базирования для нанесения ударов по значимым объектам противника. Основные преимущества авианосных соединений – высокая мобильность и возможность быстрой концентрации значительных ударных воздушных группировок практически в любой точке земного шара.

Так как по ряду объективных причин СССР не мог начать строительство авианосцев, паритета с основным вероятным противником на море было решено достичь созданием специализированной АПЛ – «убийцы авианосцев», оснащенной наиболее подходящим для этой цели вооружением, и развитием средств противодействия авиации. Развитая система ПВО должна была прикрывать важные объекты СССР от ударов с воздуха, а подводные крейсеры – наносить высокоэффективные удары по самим авианосцам.

АПЛ «Курск». Одна из многих

Из восемнадцати планировавшихся к постройке лодок было достроено одиннадцать, на данный момент в строю находятся шесть из них, две – проходят ремонт и модернизацию, а еще две лодки было утилизировано. Наиболее известной субмариной этой серии является АПРК К-141 – затонувший в Баренцевом море «Курск».

Это была первая и одна из двух заложенных и спущенных на воду уже в Российской Федерации, а не в СССР, субмарин проекта. Ее строительство продолжалось 4 года, и пришлось на наиболее сложный для страны период становления рыночных отношений и проведения экономических реформ. Технические характеристики крейсера были типичны для «убийцы авианосцев»:

  • Полное водоизмещение – почти 24 тысячи тонн;
  • Длина – 154, ширина – 18,2 метров;
  • Движитель – винтовой, с приводом от двух паровых турбин мощностью 50 тысяч л.с. каждая, питаемых двумя ядерными реакторами;
  • Подводная скорость движения -33 узла, надводная – 15;
  • Автономность плаванья – 120 суток, экипаж – 130 человек;
  • Рабочая глубина – 420 метров.

Связанные товары

Две турбины «Курска» способны обеспечивать энергией город с населением в 200 тысяч человек. При этом сам корабль двигается с подводной скоростью, немногим превышающей 60 км/ч. Это соответствует скорости хода основных противников ПЛ этого типа – авианосцев «Нимиц», и значительно превышает максимальную скорость печально знаменитого «Титаника».

Вооружение подлодки состояло из ракетного, предназначенного для поражения кораблей авианосных соединений, и минно-торпедного – для действий при непосредственном контакте с кораблями противника. На АПЛ было размещено 24 пусковых установки ракет системы «Калибр», способных нести ядерные заряды, и имевших дальность в 555 км.

История службы

Модель АПЛ «Курск» Андреевский флаг был поднят над АПЛ 20 января 1994 года, после проведения всех необходимых испытаний и государственной приемки. Интересно, что одной из первых операций «Курска» было сопровождение спасательного судна к месту гибели другой атомной субмарины - «Комсомолец», бывшей единственной представительницей проекта «Плавник» и имевшей рекордную глубину погружения.

«Курск» был вписан в состав Северного флота и все время своей службы считался образцовым кораблем. Высокий профессионализм и военное мастерство команды ценили во флоте – АПЛ участвовала в различных военно-морских парадах, автономных походах в Атлантику и Средиземноморье. Корабль постоянно участвовал во всех проводимых учениях, и ни разу во время их проведения не было зафиксировано ни одной внештатной ситуации.

В 1998 году крейсер стал на плановый ремонт. При этом была проведена модернизация торпедных аппаратов, в том числе и ТА №4, ставшего в дальнейшем одной из причин трагедии.

Последний выход в море «Курска»

«Курск» в сухом доке Начало нового века ознаменовалось возвратом флота к активным учениям, походам и иным действиям, целью которых было засвидетельствовать возвращение Российской Федерации к роли морской державы. В августе 2000-го года «Курск» отправился на выполнение учебных стрельб, имитировавших атаку на авианосное соединение противника.

В задачи подводного крейсера входила условная атака надводного противника, роль которого играла корабельная группа Северного флота, включая флагман – ТАРК «Петр Великий». Данную задачу «Курск» успешно выполнил. Как оказалось, это было последнее действие АПЛ перед гибелью. Непосредственно после этого акустики флагмана эскадры зафиксировали негромкий подводный хлопок. Командование ТАРК и флота было поставлено об этом в известность, однако никаких действий не предприняло.

Следующим этапом учений должно было быть нанесения удара по условному авианосцу противника. В расчетное время командир АПЛ «Курск» не представил рапорт о проведении атаки. После того, как подлодка не осуществила всплытие в положенное время, начались поисковые действия. Гидроакустика «Петра Великого» обнаружила лодку только в 4:51. «Курск» лежал на глубине сто восемь метров.

Спасательная операция

Пусковые шахты «Курска» Северный флот начал спасательную операцию, используя четыре специализированных аппарата. К сожалению, положение корпуса лодки и сильное течение не дали осуществить успешную спасательную операцию. Интересно, что непосредственно после неудачи с аппаратом АС-15 существовала версия о неправильном расположении маскировочного акустического покрытия, не давшем открыть люк. Впоследствии эта версия была отвергнута руководством ВМФ.

Вскрыть корабль удалось только после привлечения норвежского специализированного аппарата, на одиннадцатый день проведения спасательной операции. Непосредственно внутри подлодки работали российские водолазы. Операцию по поднятию, являвшуюся очень сложным и опасным мероприятием, совместными усилиями разработали 4 российских КБ и института и компания Mammoet Transport. Было произведено уникальное оборудование, в том числе, не имеющий аналогов в мире понтон, и использованы два судна – грузовая баржа и вспомогательный корабль. В 2009 году АПЛ была поднята и заведена в док.

Расследование и память

Основной версией событий стала гипотеза о взрыве торпеды непосредственно в торпедном аппарате в результате утечки топлива, приведший к пожару и гибели лодки в результате детонации остальных торпед. Наиболее вероятной причиной утечки считаются действия экипажа по неправильным инструкциям в процессе подготовки торпеды к использованию.

Официальная версия не устроила как многих заинтересованных лиц, так и широкую общественность, в результате чего появилось множество альтернативных гипотез о причинах гибели подлодки. Некоторые выглядят достаточно обоснованными – детонация торпед в результате подводного столкновения, уничтожение АПЛ «дружественным огнем» флагмана, и т.д. Другие, вроде версии о террористе-смертнике, считаются маргинальными. Так или иначе, такая масштабная по своим размерам и уровню внимания со стороны СМИ трагедия еще долго будет предметом обсуждений и споров - как между специалистами, так и между заинтересованными обывателями.

Добавить комментарий
Ваша оценка:
Отправить отзыв
Товар добавлен в корзину
Итого:
Купить в один клик
Заполните данные для заказа
Запросить стоимость товара
Заполните данные для запроса цены
Запросить цену Запросить цену